Інфо

Фискальная медиация. Начало

Фискальная медиация. Начало

Фінансовий директор компанії, № 8 (43), серпень 2018

Автор ОЛЬГА ТЮТЮН - сертифицированный бизнес-медиатор ТПП Мюнхена и Верхней Баварии, сертифицированный бизнес-тренер, член Правления Национальной ассоциации медиаторов Украины.

Интегрирование в судебную систему и сферу государственной службы признанных во всем мире альтернативных способов урегулирования споров, которое мы наблюдаем сейчас в ходе проводимых реформ, вероятно, позволит значительно снизить нагрузку на суды, улучшит доступ граждан к правосудию и придаст государственным органам больше человеческих черт.

Радует, что последнее время слово «медиация» стало чаще появляться в украинском информационном пространстве. Этому есть несколько объяснений.

Прежде всего, продолжается процесс законодательного урегулирования медиации в Украине. Еще в 2016 году парламентом в первом чтении принят за основу проект Закона Украины «О медиации», который предусматривает, в частности, возможность применения медиации во всех видах споров, в том числе административных. В этом году в процессуальные кодексы внесены положения, обеспечивающие иммунитет медиатора от допроса в качестве свидетеля, что является хорошей гарантией соблюдения принципа конфиденциальности информации, а в социальной сфере не только принят, но уже и изменен Государственный стандарт предоставления социальной услуги посредничества (медиации).

Общественные организации и профессиональные сообщества, в частности Национальная ассоциация медиаторов Украины, при поддержке иностранных и международных партнеров активно проводят различные мероприятия, способствующие повышению информированности граждан о возможностях и преимуществах мирного урегулирования споров (конфликтов) во всех сферах жизни и деятельности: бизнесе, самоуправлении громад, семье, школе, внутри трудовых коллективов, при возмещении ущерба, защите различных гражданских прав и даже в уголовном производстве.

Вместе с тем словосочетание «фискальная медиация» продолжает восприниматься в обществе как оксюморон, вроде как «живой труп» или «горячий снег». Внимание привлекает, но в реальной жизни не встречается.

Давайте попробуем разобраться, что мешает. Ведь медиация по сути —это ни что иное, как один из видов переговоров по интересам с привлечением нейтрального, независимого посредника. Важным является соблюдение принципов конфиденциальности информации, добровольности участия и активности сторон. Роль посредника в данном случае заключается в оказании профессиональной помощи сторонам конфликта (спора) в нескольких направлениях:

  • налаживание коммуникации, обычно существенно подпорченной в результате эскалированного конфликта, восстановление доверия;
  • всесторонний анализ ситуации и выявление истинных интересов сторон, часто отличных от провозглашаемых ими требований;
  • структурирование переговоров.

В результате стороны конфликта (спора) обретают способность самостоятельно находить приемлемые для обоих варианты решений, а достигнутые договоренности выполняются быстро и добровольно, поскольку соответствуют истинным интересам и потребностям сторон.

Дело в том, что, как правило, провозглашая позиции (требования), люди не осознают, что эти позиции не имеют практически ничего общего с тем, что им нужно на самом деле. Например, вы хотите на встрече по рассмотрению вашей жалобы в фискальной службе доказать, что вы сильнее, «с вами так нельзя», добиться наказания всех и за все. Это — позиция. За ней могут стоять потребности в уважении, признании, понимании, информации, ясности, сохранении ресурса (денег, времени, здоровья). Возможно, для вас важно сделать так, чтобы какие-то ситуации не повторялись, то есть будущее обрело бы признаки стабильности и предсказуемости. Если так, то выбранная вами стратегия угроз и давления не будет результативной.

Важными индикаторами успеха любой медиации(в том числе фискальной) является желание сторон договариваться, наличие у них поля для переговоров, соблюдение баланса сил. При этом альтернативы сторон должны быть хуже, чем то, что они могут реально достичь в результате сотрудничества.

Логичным является вопрос, а зачем в таком случае договариваться государству в лице фискальной службы? Государство не раз заявляло о своем интересе к этому способу взаимодействия с плательщиками налогов, как к одному из способов построения партнерских отношений. При этом любое государство, и Украина не исключение, заинтересовано в сокращении расходов на администрирование налогов, в быстром и бесспорном поступлении денег в бюджет. Все это может дать медиация, именно поэтому она так востребована и результативна в налоговых спорах во многих странах. Например, обязательное досудебное урегулирование спора посредством медиации предусмотрено в Австрии, Бельгии, Болгарии, Венгрии, Германии, Греции, Дании, Израиле, Испании, Латвии, Литве, Люксембурге, Мальте, Нидерландах, Новой Зеландии, Польше, Румынии, Саудовской Аравии, Сингапуре, Словакии, Словении, Финляндии, Франции, Чехии, Швейцарии, ПАР, КНР, Японии. Правда, в некоторых странах, это скорее посредничество, чем медиация. Собственно, медиация применяется в таких государствах как Австрия, Нидерланды, Норвегия, Германия, США, Израиль.

Важно отметить, что медиация используется не только как метод разрешения существующих конфликтов, но и как способ превенции в будущем. Наверное, именно поэтому в развитых странах судебные споры с налоговыми органами скорее исключение, чем правило. В Нидерландах медиацией разрешается 95 % споров с налоговыми органами. И показатели результативности в этой сфере значительно выше, чем даже в гражданских делах.

Почему же в Украине по-другому? По некоторым данным, ежегодно в украинских судах рассматриваются около 25 000 фискальных споров. Многие из них на протяжении нескольких лет безнадежно сжигают ресурсы обеих сторон.

Одна из основных причин — тотальное и обоюдное недоверие граждан и государства друг к другу. Ученые считают, что это наследие советского тоталитарного прошлого, когда государство не выполняло своей главной функции —обеспечения безопасности и благосостояния своих граждан.

Можно ли это изменить? Безусловно, если помнить, что построение доверия —это обоюдный процесс. В случае успеха, Украина может значительно подняться во всемирном рейтинге «Doingbusiness» (в 2018 году Украина заняла 76-е место из 190 стран).

Медиация всегда направлена в будущее, на поиск возможностей, а не виноватых.

Важно начать формировать доверие к государственным органам, вернуть налоговику, таможеннику имидж грамотного специалиста, эксперта, а не собирателя дани; начать формировать новый положительный опыт конструктивного поиска решений и взаимопонимания в вопросах налогообложения.

В процессе, который строится на совместных интересах, фискальным органам и плательщику налогов есть, что предложить друг другу: оплату в бюджет реальных сумм, стабильность и покой, предсказуемость, иммунитет от проверок, экономию времени и средств, взаимное уважение.

Это без преувеличения касается каждого, и выиграют в итоге все!